Курс Загадки биологии для 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию администрации Жирновского муниципального района Волгоградской
области
МКОУ "СШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Жирновска"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Загадки биологии»

для 9 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Современные дети растут в условиях интенсивно формирующейся рыночной экономики страны. Для них стали необходимыми знаниями таких областей наук, как экономика, маркетинг, управление, потому что профессии, которые они получат на основе этих
знаний, будут не только престижны, но и высоко оплачиваемы.
В сознании выпускников школы понятия биологии и экономики (т.е. возможность
использовать биологические знания для получения определенной экономической прибыли) чаще всего несовместимы, хотя любой старшеклассник знает об открытиях во многих
перспективных областях биологии (фармакологии, биотехнологии и т.д.), применение которых во много раз окупает затраты на их разработку.
Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а
их использование имеет большие экономические возможности.
Представленный курс «Фитодизайн» подтверждает этот факт. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффективные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания
биологии. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью
человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.
Для реализации данной программы необходимо помещение с компьютером и проектором.
Цель курса: помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности,
естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с элементами декоративного оформления внутренних
помещений и мини-участка (т.е. со спецификой деятельности, соответствующей данным
профессиям).
2. Развить творческий интерес к практической деятельности в области фитодизайна.
3. Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
4. Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Требования к знаниям и умениям: обучающийся должен:
Знать:
 приемы систематического и периодического ухода за комнатными растениями;
 биологические и декоративные особенности травянистых растений, используемых в озеленении;
 основные композиционные элементы фитодизайна;
 законы гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
 критерии подбора растений для озеленения определенного участка (павильона);
 правила составления проектов;
 экономические аспекты деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;
 историю развития фитодизайна
Уметь:
 составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии
и декоративности, а также природно-климатических условий района;
 создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
 рассчитывать экономическую эффективность с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;

 составлять портфолио растений;
 представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов проектов, презентаций, фотоальбомов;
 работать с Интернетом.

Содержание изучаемого курса
1. Введение
Предмет и задачи фитодизайна. История развития фитодизайна. Виды фитодизайна.
2. Ландшафтное проектирование.
Предмет, задачи ландшафтного проектирования
2.1 История садово –паркового искусства
Сады и парки древности: древний Египет, Месопотамия, древняя Греция. Сады
Средневековья и эпохи Возрождения. Сады Англии во второй половине 18 века. Парки
западной Европы иСША. Сады и парки Востока, Мавритании
3. Фитодизайн интерьера
3.1 Требования комнатных растений к условиям среды
Требования к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые); теплу (теплолюбивые, умеренные); воде (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты); почве (дерновая, вересковая, листовая, перегнойная, компостная, торфяная, садовая ). Применение
древесного угля, песка, мха.
3.2. Особенности ухода за комнатными растениями
Полив. Подкормка. Рыхление почвы. Пересадка и перевалка.
3.3 Особенности размножения комнатных растений
Вегетативное размножение: деление, прививка, черенкование, отводки.
3.4. Вредители и болезни комнатных растений
Многоядные и специфические вредители. Инфекционные и неинфекционные заболевания. Санитарно-профилактические мероприятия.
Демонстрация вредителей комнатных растений.
3.5 Многообразие комнатных растений
Декоративнолистные комнатные растения
Декоративноцветущие комнатные растения
Кактусы
Практ. занятие: создание портфолио комнатных растений
3.6 Комнатные растения в интерьере помещений
Расположение комнатных растений: одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Размещение растений в доме: гостиная, столовая, спальня, прихожая, кухня.
3.7. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений.
Практическое занятие: « Составление проекта озеленения школьного помещения»
4. Декоративное цветоводство
4.1. Группы садовых цветов
Многолетники для альпинария, однолетники, многолетники для бордюра, луковичные растения, клумбовые растения, болотные растения. Где разместить садовые цветы.

4.2 Уход за растениями
Перекопка почвы, высаживание растений после покупки. Полив, мульчирование
почвы. Подкормка. Борьба с сорняками. Срезка цветов для букета,удаление отмерших
цветков. Обрезка. Зимний уход.
4.3. Размножение растений.
Посев семян, черенкование, деление куста.
4.4. Как выбрать растение для сада
Почвопокровные растения. Растения для подвесных корзин, луковичные растения
для сада непрерывного цветения. Многолетники для тенистого бордюра. Клумбовые растения для сухих солнечных мест. Многолетники для бордюра в саду непрерывного цветения. Цветы для срезки. Многолетники для альпинария.
Практ. занятие: создание портфолио растений открытого грунта
4.5. Болезни, вредители и нарушения развития растений
Повреждения корней. Повреждения клубней, луковиц и клубнелуковиц. Повреждение листьев и стеблей. Повреждения бутонов и цветков.
5. Декоративная дендрология
Предмет и задачи дендрологии. Морфология побега. Сезонные изменения у древесных растений. Экологические факторы.
5.1. Деревья и кустарники в саду
Как правильно выбрать растение.
5.2. Кустарники
Многообразие кустарников
5.3. Деревья
Многообразие деревьев
5.4. Хвойные растения
Многообразие хвойников
5.5 Лианы
Лианы приусадебного участка
5.6. Уход за деревьями и кустарниками
Посадка. Обрезка, мульчирование, укрывание на зиму. Направление роста и подвязывание.
5.7. Размножение растений.
Размножение делением, отводками, семенами, черенками.
5.8. Использование деревьев и кустарников
Отдельнорастущее растения. Растения в кадках. почвопокровные растения. растения для альпинариев. Бордюр из кустарников. Живая изгородь.
Практ. занятие: создание проекта с использованием древесных насаждений
6. Ландшафтный фитодизайн

Предмет и задачи ландшафтного фитодизайна. Устройство сада. Цветочное оформление сада: устройство цветника,формы цветочных насаждений. Стили и стилизация. Вертикальное озеленение. сад непрерывного цветения. водные сооружения. Водные и околоводные растения.
7. Букеты и композиции
7.1. Основы составления букетов и композиций
История возникновения букета. Гармрничное сочетание размера, цвета, формы,
размещения букетов и композиций. Разновидости букетов и композиций. Из заповедей
икебаны.
Практическое занятие: Составление букета, композиции.
7.2. Срезка и сохранность срезанных цветов
Сроки срезки. Обработка стебля. Требования к воде, воздуху, свету. Биологическая
совместимость и несовместимость цветов.

Учебно-Тематический план кружка
№

Тема

В
В то
сего чаТеор
сов
занятия
1
1
1
1

1.
2.

Введение
Ландшафтное проектирование

1
1

1

3.

История садово –паркового искусства
Фитодизайн интерьера
Требования комнатных растений к условиям среды

1

1

1
1
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
1

4.

Особенности ухода за комнатными растениями
Особенности размножения комнатных растений
Вредители и болезни комнатных растений
Многообразие комнатных растений
Комнатные растения в интерьере помещений
Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений.
Декоративное цветоводство

5.

Группы садовых цветов
Уход за растениями
Размножение растений.
Как выбрать растение для сада
Болезни, вредители и нарушения развития растений
Декоративная дендрология

1
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
1

6.

Деревья и кустарники в саду

1

1

Кустарники

1

1

7.

Деревья
Хвойные растения
Лианы
Уход за деревьями и кустарниками
Размножение растений
Использование деревьев и кустарников
Ландшафтный фитодизайн

1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1

8.

Букеты и композиции

1

1

2
1
3

1
1

9.

Основы составления букетов и композиций
Срезка и сохранность срезанных цветов
Итого:
4

Список использованных источников
1. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь-Букс, 2010.
2. Хессайон Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках. –М.: Кладезь-Букс,
2010.
3. Хессайон Д.Г. Все о цветак в вашем саду. –М.: Кладезь-Букс, 2010.
4. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) /
(Ботяновский И.Е., Бурова Э.А., Грищик Л.Ф. и др.); Под ред. Федорука А.Т.Мн.:Ураджай, 1985
5. Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка. – М., 1992.
6. Кудрявец, Д.Б., Петренко, Н.А. Как вырастить цветы. – М.,1993.
7. Павленко Л.Г. П12 Ландшафтное проектирование. Дизайн сада / Серия «Стротельство и дизайн». — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 192 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».