1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Пресс-центр»
имеет художественную направленность.
Уровень программы
Уровень программы - базовый.
Актуальность программы
Актуальность программы «Пресс-центр» заключается в том, что своевременная и
полная информация сегодня имеет огромное значение для успешности в любой сфере
деятельности. Дополнительное образование должно идти в ногу со временем и обучать
правильному использованию новейших достижений в процессе воспитания и обучения.
Актуальность программы «Пресс-центр» обусловлена тем, что благодаря занятиям в
творческом объединении обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с
учетом интересов окружающих людей, контактировать с другими людьми, помогать друг
другу, оценивать события с нравственных позиций, контролировать свое поведение;
становятся более эрудированными и коммуникабельными.
Программа «Пресс-центр» актуальна, так как социально-экономические изменения,
происходящие в российском обществе, связаны с переходом к новым информационным
условиям. Конкурентоспособность любого специалиста в современном обществе
непосредственно связывается с владением информационными технологиями.
Современный человек должен иметь определенные знания, умения, навыки для
успешного оперирования информацией.
Программа «Пресс-центр» предусматривает знакомство и практическое освоение
многих разделов лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также
практической стилистики и культуры речи.
Цель программы
Цель программы – формирование условий для социального, культурного и
профессионального
самоопределения,
творческой
самореализации
личности
обучающегося через приобщение к миру интернет-журналистики.
Задачи программы
Обучающие:
– научить оперативно собирать информацию, обрабатывать и проверять ее, а также
выделять аргументы и факты;
– обучить работе с текстом в различных интернет-жанрах;
– сформировать навыки практической стилистики и культуры речи;
– обучить основным навыкам журналистского мастерства.
Развивающие:
– развить творческие способности личности;
– способствовать развитию образного и логического мышления;
– развить умение работать с текстом.
Воспитательные:
воспитать умение эффективно работать над решением нестандартных
задач в команде и индивидуально;
2
сформировать навыки письменной культуры речи;
содействовать формированию у обучающихся социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
воспитать интерес к творческой и исследовательской деятельности в
сфере интернет-журналистики.
Учащиеся, для которых программа актуальна
Возраст обучающихся по данной программе: 10–18 лет. Группы формируются с
учетом возраста обучающихся (10-13 лет, 14-18 лет).
Формы и режим занятий
Форма обучения – очно-дистанционная, групповая.
Количество обучающихся в группе: 13 – 20 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут образовательной
деятельности + 15 минут перерыв).
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 2 года.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 288
часов.
Количество учебных часов в год - 144 часа.
Планируемые результаты
Предметные результаты
По итогам 1-го года обучения, обучающиеся будут
знать:
особенности интернет-журналистики как вида СМИ;
методы сбора данных для создания медиаконтента;
особенности публикуемых материалов в социальных сетях (Facebook,
ВКонтакте, Instagram, YouTube, TikTok);
структуру медиацентра в образовательном учреждении;
нормы и основные правила русского языка, необходимые для
публикации в социальных сетях;
требования к созданию материалов в публицистическом стиле;
уметь:
самостоятельно создавать журналистский материал в различных
жанрах для социальных сетей;
работать в различных компьютерных программах по поиску,
обработке и хранению информации;
корректировать речевое поведение для создания успешных
медиаматериалов.
По итогам 2-го года обучения обучающиеся будут
знать:
3
историю развития авторского права в России, виды ответственности за
нарушения авторских прав;
особенности профессиональной этики и морали журналиста;
способы выражения авторской позиции с помощью средств
публицистического стиля;
виды редакторского чтения и виды правки печатного текста;
специфику интернет-жанров;
основные стилистические и жанровые нормы в языке интернет-СМИ;
уметь:
самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и
жанров, анализировать их;
собирать нужную информацию для создания журналистского
материала в разных жанрах;
делиться своими впечатлениями о фактах и событиях правдиво, точно,
достоверно, без искажения;
разрабатывать концепцию и макет сайта веб-издания, используя
различные технологии создания информационного интернет-ресурса.
Личностные результаты
По окончании обучения обучающиеся:
научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
будут бережнее относиться к слову, языку, осознавать их как
универсальную ценность;
научатся давать самооценку своего труда, понимать причины
успеха/неуспеха деятельности.
Метапредметные результаты:
По итогам обучения обучающиеся
действиями:
овладеют
универсальными
учебными
будут понимать учебную задачу, стремиться еѐ выполнить и оценивать
свои достижения;
разовьют коммуникативные навыки, навыки сотрудничества;
сформируют креативное видение мира;
научатся соблюдать правила поведения в образовательном учреждении,
ответственно относиться к заданиям и коллективным формам деятельности;
будут знать правила техники безопасности при работе с компьютером.
2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля
4
Реализация программы «Пресс-центр» предусматривает входной, текущий
контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входной контроль осуществляется в форме устной беседы и тестирования.
Текущий контроль включает следующие формы: тесты, практическая работа,
устный опрос, наблюдение, ролевая игра, круглый стол.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МКОУ «СШ с углублѐнным изучением отдельных предметов
г.Жирновска»: презентация работы, устный опрос, письменная творческая работа,
техническое творческое задание (подготовка публикации в СМИ), участие в конкурсах,
тематических олимпиадах, фестивалях.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке и форме
проведения итоговой аттестации в МКОУ «СШ с углублѐнным изучением отдельных
предметов г.Жирновска» в форме презентации работ, созданных обучающимися в
течение учебного года.
Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое
наблюдение.
Публичная презентация образовательных результатов программы осуществляется в
форме презентации работ.
Обучающимся, успешно освоившим программу, выдается свидетельство.
Средства контроля
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания
следующих критериев (параметров):
1. Осознанность и точность выполнения заданий;
2. Полнота усвоения изучаемого материала;
3. Точность употребления понятий и терминов;
4. Умение предлагать собственные решения проблем и обосновывать их;
5. Самостоятельность применения полученных теоретических знаний на
практических занятиях.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: низкий, средний,
высокий.
Уровень
10-13 лет
13-18 лет
демонстрирует
пишет
слабую заинтересованность
небольшие заметки, в
в содержании программы,
которых
учебной
и
творческой
перечисляются
деятельности
события;
низкий
не
выражает авторского
мнения;
допускает
много грамматических
ошибок,
речь
не
5
развита.
демонстрирует
заинтересованность
содержанием программы в
учебной
и
творческой
деятельности;
может
применять на практике в
собственной
творческой
деятельности
приобретенные
знания
умения и навыки.
пишет
журналистские
материалы
в
2-3
жанрах,
соблюдая
основные
признаки
жанра;
не всегда
выражает
авторское
отношение к теме и
проблеме;
допускает
орфографические
и
пунктуационные
ошибки.
средний
высокий
демонстрирует
пишет
материалы в разных
публицистических
жанрах,
соблюдая
основные
признаки
жанра;
выражает
авторское отношение к
теме и проблеме;
редко
допускает
орфографические
и
пунктуационные
ошибки.
высокую
заинтересованность
содержанием программы в
учебной
и
творческой
деятельности;
показывает
широкое
практическое
применение
полученных
знаний
и
умений
в
собственной
творческой
деятельности.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Количество часов
№ Наименование разделов,
п/п темы
Всего
1
2
3
4
Вводное занятие
Особенности интернетжурналистики
Источники
информации и методы
сбора данных
Тема
и
идея
Формы
аттестации
(контроля) по
разделам
Беседа,
тестирование
Теоретических
Практических
1
0,5
0,5
10
4
6
Тестирование
9
3
6
Устный опрос
8
3
5
Устный опрос
6
5
6
7
8
9
10
11
журналистского
произведения
Facebook
и
ВКонтакте. Статья
Instagram.
Искусство
фотографии
YouTube.
TikTok.
Видеосъемка
Медиацентр
Нормы
и
правила
русского языка
Культура
речи
журналиста
Итоговое занятие
Итого
20
5
15
Публикация
20
5
15
Публикация
20
5
15
Публикация
25
7
18
Публикация
15
4
11
Тестирование
15
4
11
1
144
0,5
41
0,5
103
Творческое
задание
Презентация
Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1 Вводное занятие
Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися, ознакомление обучающихся с
программой. Инструктаж по технике безопасности
Практическая часть. Тестирование.
2 Особенности интернет-журналистики
Теоретическая часть. Теоретические основы функционирования редакции сетевого
медиа, методы и формы организации деятельности. Специфические свойства интернетизданий, их функции. Функционирование современных интернет-СМИ: типология,
специфика, форматы.
Практическая часть. Технология поиска в Интернете. Язык запросов поисковых систем.
Поисковые службы и их сервисы. Мониторинги социальных медиа.
3 Источники информации и методы сбора данных
Теоретическая часть. Информация и общие сведения. Источники информации. Поиск
информации. Типы источников информации. Наблюдение и эксперимент. Журналистика
и художественная литература.
Практическая часть. Поиск, сравнение и анализ различных источников информации.
4 Тема и идея журналистского произведения
Теоретическая часть. Создание журналистского произведения. Источники для выбора
тем. Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема,
гипотеза. Накопление материала. Структура замысла. Проблемная сторона замысла.
Планировка и конкретизация творческой идеи. Различные типы планов.
Практическая часть. Поиск интересных тем, формирование замысла произведения и
определение его актуальности для дальнейшей работы.
5 Facebook и ВКонтакте. Статья
Теоретическая часть. Особенности подготовки медиаконтента для Facebook и
ВКонтакте. Создание статьи и основные правила. Структурная компоновка. Этапы
последовательности. Виды статей в интернет-СМИ. Секреты успешной статьи в
медиапространстве.
Практическая часть. Создание медиаконтента для Facebook и ВКонтакте.
6 Instagram. Искусство фотографии
7
Теоретическая часть. Особенности подготовки медиаконтента для Instagram.
Экспозиция. Законы и правила композиции в фотографии. Физиология восприятия
изображения. Цвет и свет в фотографии. Ракурс. Натюрморт. Портрет. Пейзаж.
Репортажная съемка. Секреты удачной фотографии на смартфоне.
Практическая часть. Создание медиаконтента для Instagram.
7 YouTube. TikTok. Видеосъемка.
Теоретическая часть. Особенности подготовки медиаконтента для YouTube и
TikTok. Основные правила видеосъемки. Процесс съемки. Поиск темы. Подготовка
сценария. Секреты съемки и монтажа.
Практическая часть. Создание медиаконтента для YouTube или TikTok.
8 Медиацентр
Теоретическая часть. Значение слова «медиа». Роль и развитие медиа в современной
журналистике. Медиацентр в образовательной организации.
Практическая часть. Организация работы медиацентра, распределение должностей и
обязанностей.
9 Нормы и правила русского языка
Теоретическая часть. Основные особенности русского языка и языковой нормы.
Понятие языковой нормы и ее функции. Речевая практика. Новые типы слов.
Орфография. Сленг.
Практическая часть. Тестирование.
10 Культура речи журналиста
Теоретическая часть. Основы мастерства публичного выступления. Стилистическая
норма русского литературного языка. Стилевые и жанровые особенности
публицистического стиля. Речевой этикет интернет-журналиста.
Практическая часть. Упражнения по стилистике. Создание текстов в разных стилях.
11 Итоговое занятие
Теоретическая часть. Подведение итогов 1-года обучения.
Практическая часть. Презентация работ.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
Количество часов
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2
Авторское право
Профессиональная
этика журналиста
Публицистический
стиль
Техника редакционного
анализа текста
Система
интернетжанров
Подготовка и выпуск
медиаконтента
6
3
3
Формы
аттестации
(контроля) по
разделам
Беседа, ролевая
игра
Тестирование
10
4
6
Устный опрос
30
10
20
Публикация
15
4
11
Тестирование
40
12
28
Публикация
20
5
15
Публикация
№
п/п
3
4
5
6
7
Наименование разделов,
темы
Всего
Теоретических
Практических
8
8
9
10
Стилистические нормы
Итоговое занятие
Итого
20
2
144
6
0,5
45
14
1,5
99
Тестирование
Презентация
Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
1 Вводное занятие
Теоретическая часть. Знакомство с программой 2-го года бучения. Инструктаж по
технике безопасности.
Практическая часть. Участие в ролевой игре «Пресс-конференция».
2 Авторское право
Теоретическая часть. История развития авторского права в России. Субъекты и объекты
авторского права. Объекты авторских прав. Виды ответственности за нарушения
авторских прав. Авторские права в интернет-СМИ.
Практическая часть. Тестирование.
3 Профессиональная этика журналиста
Теоретическая часть. Термин мораль. Профессиональная этика и профессиональная
мораль в журналистике. Истина в журналистике. Формирование профессиональной
журналистской морали. Профессионально-нравственные качества интернет-журналиста.
Практическая часть. Устный опрос.
4 Публицистический стиль
Теоретическая часть. Публицистический стиль, его особенности. Способы выражения
авторской позиции. Литературные заготовки как жанр публицистики. Статья как
публицистический жанр. Интернет-публицистика. Жанровое своеобразие. Общественносоциальная проблематика. Композиция. Обсуждение проблем жизни подростков,
учащихся учебного заведения, их актуализация. Определение тематики сюжетов.
Обоснование той или иной темы.
Практическая часть. Сбор материала для выбранной темы (анкетирование,
интервьюирование учителей и учащихся, изучение публикаций и т. д.). Написание
сценария. Конкурс сценариев. Выбор лучшего для создания сюжета. Работа по сценарию.
Поиск героев. Выбор места съемок. Съемки. Написание текста. Монтаж.
5 Техника редакционного анализа текста
Теоретическая часть. Редакторский анализ. Вида редакторского чтения. Техника
углубленного чтения. Редактирование произведения и его этапы. Методики анализа
текста. Виды правки.
Практическая часть. Тестирование.
6 Система интернет-жанров
Теоретическая часть. Репортаж. Жанровое своеобразие. Возможности репортажа.
Обоснование.
Определение
тематики,
сбор
материала.
Посещение
мероприятий. Интервью. Особенности жанра. Определение целей и задач интервью.
Значение вопросника. Составление вопросов для интервью. Портретный очерк.
Стилистические особенности портретного очерка как одного из публицистических
жанров. Значение описания внешности, характера героя. Способы передачи
особенностей личности. Значение видео и текста в очерке. Новости. Новости как жанр
интернет-продукции. Особенности новостей. Стиль сюжетов в новости. Как делать
новости. Где искать новости.
Практическая часть. Создание актуальных работ в различных журналистских жанрах.
9
7 Подготовка и выпуск медиаконтента
Теоретическая часть. Подготовка к публикации материалов. Этапы формирования.
Макетирование. Виды верстки. Спецвыпуск и его понятие.
Практическая часть. Создание актуальных работ в различных журналистских жанрах.
Создание макета будущего интернет-издания. Оформление спецвыпуска.
8 Стилистические нормы
Теоретическая часть. Язык СМИ: становление и содержание понятия. Структура
нормы
в
языке
СМИ.
Языковая
картина
мира
в
СМИ.
Речевое
воздействие. Стилистические и жанровые нормы в языке СМИ.
Стилистически окрашенная лексика в языке. Стили речи. Книжная и разговорная
лексика. Высокая и невысокая лексика. Смешение стилей. Особенности текста в
интернет-СМИ.
Практическая часть. Стилистическая правка текста.
9 Итоговое занятие
Теоретическая часть. Подведение итогов обучения. Вручение свидетельств.
Практическая часть. Презентация созданных работ.
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы
Реализация программы «Пресс-центр» предполагает следующие формы организации
образовательной деятельности: теоретические: лекция, круглый стол, практическая
работа, учебная игра.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии:
проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы в обучении,
технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие технологии.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
эвристический;
метод формирования познавательного интереса;
методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля.
Воспитывающий компонент программы
История и традиции подразделения и Учреждения в содержании образовательной
деятельности.
Основы культуры по профилю деятельности в содержании образовательной
деятельности.
Основы социальной культуры в содержании образовательной деятельности.
Формы воспитательной работы: конкурсы, турниры, олимпиады, фестивали.
Методы воспитания: методы убеждения, методы упражнений, методы оценки и
самооценки.
Перечень методического обеспечения к программе:
10
№ Название
раздела
(темы)
п/п учебно-тематического плана
1. Особенности
интернетжурналистики
2. Instagram.
Искусство
фотографии
3. YouTube.
TikTok.
Видеосъемка.
4. Медиацентр
Название и форма методического
материала
Подборка материалов из СМИ в
разных жанрах
Тематическая
подборка
видеоматериалов
Тематическая
подборка
видеоматериалов
Тематическая
подборка
видеоматериалов
5. Нормы и правила русского Розенталь Д.Э. Русский язык.
языка
Сборник правил и упражнений/
Розенталь Д.Э. – М.: Эксмо, 2015
6. Культура речи журналиста
Голуб
И.Б. Русский
язык
и
практическая стилистика: учебносправочное пособие/И. Б. Голуб. —
3-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2020
Материально-технические условия реализации программы
Требования к помещению для занятий:
учебная аудитория с хорошей вентиляцией и качественным освещением в
соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Требования к мебели:
стандартные, комплектные и с маркировкой, соответствующей ростовой группе,
учебные столы и стулья, согласно требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14
Оборудование: экран; технические средства: компьютер для педагога, компьютер
(ноутбук) для каждого обучающегося, МФУ, аудио-, теле-, видеоаппаратура.
Расходные материалы (в расчѐте на одного обучающегося):
№
Наименование расходного материала
Количество
п/п
1.
Бумага
А4
0,5 пачки
2. шариковые синие
Ручки
10 шт.
3.
Карандаши
простые
10 шт.
4.
USB-флеш-накопители
1 шт.
5.
Учебно-информационное обеспечение программы.
Нормативно-правовые акты и документы
11
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(утвержден
Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196).
4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3
сентября 2019 г. № 467).
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к
письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242.
6.
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
7. Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О
мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».
8. Приказ Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О
внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря
2014 г. № 922».
9. Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения города Москвы «Воробьевы горы».
10. Положение о дополнительной общеразвивающей программе Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы
«Воробьевы горы» (утверждено Приказом ГБПОУ «Воробьевы горы» от 31 января 2020
г. № ПР-ЛН-11/20).
11. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Государственного бюджетного
профессионально образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы»
(утверждено Приказом ГБПОУ «Воробьевы горы» от 19 июля 2016 г. № 1741).
12. Положение о порядке и форме проведения итоговой аттестации в
Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города
Москвы «Воробьевы горы» (утверждено Приказом ГБПОУ «Воробьевы горы» от 12 мая
2016 г. № 994).
13. Приказ ГБПОУ «Воробьевы горы» от 16 мая 2019 г. № 124-АХ
«Об утверждении форм справок, бланков документов установленного образца по
дополнительным общеразвивающим программам в Государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы».
Литература
1.
Васильева, Л. А. Делаем новости / Л.А. Васильева. - М., 2002. – 84 с.
12
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Волкова, В. В. Дизайн газеты и журнала: Учебное пособие / В.В. Волкова,
С.Г. Газанджиев, С.И. Галкин, В.П.Ситников. - М., 2003 – 132 с.
Интернет-технологии в помощь ответственному отношению к делу в
современной журналистике: Дистанционный курс / под ред. Е. Ястребцевой.
- М.: Лига юных журналистов, 2016. – 58 с.
Конюкова, М. Л. Журналистика для всех / М.Л. Конюкова. - СПб, 2012. –
66 с
Лукина, М. М. , Медиаобразование в школе: издаем школьную газету /
М.М. Лукина, С.Э. Некляев. - М., 2009. – 102 с.
Лукина, М. М. Технология интервью / М.М. Лукина. - М., 2008. – 42 с.
Ситников, В. П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники
и технологии / В.П. Ситников. - М., 2002. – 76 с.
Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. – М.: Изд-во
«Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 120 с.
Шостак, М. И. Репортер: профессионализм и этика / М.И. Шостак. - М.,
1999. – 64 с.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Как стать журналистом?//URL: http://www.journ-lessons.com/index.html
Лига юных журналистов. ЮНПРЕСС. Мультивидеопортал молодѐжи для
молодѐжи//URL: http://www.ynpress.ru/
«Медиаобразование»//URL: http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/
Мультипортал «Юнпресс»//URL: http://www.ynpress.com
Портал журналиста//URL: http://www.journ-port.ru
«Школьная пресса»//URL: http://www.portal.lgo.ru
Кадровое обеспечение программы
Программа «Пресс-центр» реализуется советником директора по воспитанию и
взаимодействию
с
детскими
общественными
организациями,
имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и
постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
13