ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для
определения подходов к формированию содержания учебного
предмета
«Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о
взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников, положения об
общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы
среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о
специфике биологии, её значении в познании живой природы и
обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным
положениям,
определены основные функции программы по биологии и её
структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами
учебного
предмета
«Биология»,
определяет
обязательное
предметное
содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с
учётом
межпредметных
и
внутрипредметных
связей,
логики
образовательного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к
планируемым личностным, метапредметным и предметным
результатам
обучения в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению
содержания
биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень)
реализован
принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в
ней
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных
ориентаций личности, экологического мышления, представлений о
здоровом
образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде.
Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также
знаний о
строении живых систем разного ранга и сущности основных
протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание
использованию
полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных
задач, в
том числе: профилактики наследственных заболеваний человека,
медикогенетического консультирования, обоснования экологически
целесообразного поведения в окружающей природной среде,
анализа
влияния хозяйственной деятельности человека на состояние
природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной
направленности
учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью
обеспечения условий для решения одной из актуальных задач
школьного биологического
образования, которая предполагает формирование у обучающихся
способности
адаптироваться
к
изменениям
динамично
развивающегося
современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное
место. Она обеспечивает формирование у обучающихся
представлений о
научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой
природе, её
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции,
создаёт
условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного
образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой
природе
и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения
воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации
обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для
формирования
интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических
знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности, физики,
химии
и географии. Названные положения о предназначении учебного
предмета
«Биология» составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по
биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом
уровне
осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в
соответствии с
которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые
для
формирования общей культуры, определяющие адекватное
поведение
человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной
жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе
знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для
формирования
представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации
биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по
биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о её уровневой
организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета
«Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука.
Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система»,
«Организм как биологическая система», «Система и многообразие
органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им
закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов
живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на
базовом
уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих
основой
для формирования представлений о естественно-научной картине
мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях
живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и
современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях
развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых
систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной
грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления
окружающего
мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при
изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека,
развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком
живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения
этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня
экологической
культуры,
для
формирования
научного
мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
для
оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер
профилактики
заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на
базовом уровне, является обязательным учебным предметом,
входящим в
состав предметной области «Естественно-научные предметы». Для
изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования
отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе – 34
часа (1 час в неделю).