Курс В мире географии для 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию администрации Жирновского муниципального района Волгоградской
области
МКОУ "СШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Жирновска"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«В мире географии»

для 9 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных
в
федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования.
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной)
части учебного курса.
Учебно-методические пособия:
География. Подготовка к ОГЭ. А.Б. Эртель, изд. «Легион» 2018, 2019 г.,
География 8-9 классы (работа с различными источниками информации, диагностика предметных и
метапредметных результатов, подготовка к ГИА, изд. «Легион»
Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических
знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания
закономерностей развития географической оболочки, через формирование картографической
грамотности обучающихся, развитие навыков работы с различными источниками географической
информации.
Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников;
формирование географического образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на
основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов —
природы, населения и хозяйства.
Задачи: формирование интереса к географии;
создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей
природы, природных богатств и населения;
организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков работы с
различными источниками информации (статистическими, картографическими, электронными
ресурсами и т. Д.), т. Е. формирование универсальных учебных действий школьников в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования.
развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания,
изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из
различных источников – карт, статистических данных, интернетресурсов;
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических
средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей
жизнедеятельности;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы
и человека;
2

формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении России,
развитии экономики.
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм.
Актуальность курса. На изучение курса отводится 34 часов (1 ч. в неделю). Срок реализации
программы – 1 год.
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических
навыков работы с картой, и др. источниками географической информации, что важно для подготовки к
олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе.
Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей
картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем будет способствовать более
успешной социализации выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к
учебному предмету.
Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является
неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая
грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в
качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической
номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно
составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и
т.д. Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету,
поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать
ответ на основе анализа различных тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных.
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании основных видов
учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от
общего к частному, от простого к сложному с учѐтом реализации внутрипредметных
и
метапредметных связей; сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие
достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных
технологий;
личностно-ориентированный
обучающихся.

подход

и

социализация:

учет

индивидуальных

особенностей

Формы подведения итогов: программой предусмотрена диагностические работы в конце учебного
года (метапредметная викторина).
Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические
занятия. Самостоятельная работа, викторина, занятия — презентации.
Программа носит практико-ориентированный
характер.
Это
познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.
Результаты обучения

способствует поддержанию

Личностные

результаты.

3

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и
умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность
устойчивых
установок
социально-ответственного
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

поведения

в

Метапредметные результаты.
Личностные УУД:эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ
сохранения и рационального использования;патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
Регулятивные УУД:способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;умение управлять своей познавательной деятельностью;умение организовывать свою
деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;умения вести самостоятельный
поиск, анализ и отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, презентации с помощью
технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты.
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны;формирование первичных навыков
использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нем;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного
из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран; Учащиеся должны знать:
- историю формирования нашей планеты Земли;
- знать закономерности формирования географической оболочки.
-знать особенности природы материков
- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран
Учащийся должен уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,
4

их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- определять на карте местоположение географических
- понимать смысла собственной действительности.
формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы
и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей
профессии, общения в процессе учебной деятельности.
При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная,
парная, групповая, дифференцированная.

индивидуальная,

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть
предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
Содержание курса «Занимательная география» направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся
включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание программы
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).
Тема 1. Топографическая карта (7 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон».
Стороны горизонта.Определение расстояний по топографической карте и плану местности.
Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое
занятие).Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).Изображение
неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности.
(Практическое занятие).Комплексный анализ содержания топографической карты.Практическое
занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3
часа).
5

Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических
объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.
Пр. работа. Расположить города в
порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России .Пр. работа:
Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую
протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час.) Политико-административная карта
России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2
часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ГИА).Решение задач на определение
поясного времени 3 уровня сложности.(ГИА).
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением,
формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра
«Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения.
Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое
занятие: Определение последовательности залегания горных пород(ОГЭ). Острова и полуострова,
моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4
часа).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой.
(выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).Анализ климатограмм и определение по карте пункта,
климат которого ей соответствует.
(выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение
пунктов
с
наибольшей и
наименьшей продолжительностью дня.(выполнение заданий
ОГЭ № 29).Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между
особенностями климата и географическим положением пункта.(задание 28 ОГЭ).
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России.
(2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ №
16) Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.. Влияние
человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения
численности населения. Расчет демографических показателей по
теме: Население
России (3 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение
плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение
величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели
международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста
населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Тема 9 Экономика России (1 час).
6

Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.(отработка задания ОГЭ
повышенной сложности № 23). Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион
России и страну по описанию.
Тема 10. Мы познаем мир (3 часа).
Регионы России. Путешествуем по России. Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи
регион России и страну по описанию.
Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов
7

1

Тема 1. Топографическая карта

2

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики
географического положения России.

3

3

Тема 3. Политико-административная карта России.

1

4

Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов
России. (по карте часовых поясов)

2

5

Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление
зависимости между строением, формами рельефа и размещением

7

7

№

/1

/2

/3

полезных ископаемых крупных территорий.

Тема

6

Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для
различных типов климата России.

4

7

Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.
Заповедники России.

2

8

Тема 8. Работа со статистическими источниками информации.
Графики динамики изменения численности населения. Расчет
демографических показателей по теме:Население России».

3

9

Тема 9 Экономика России.

2

10

Тема 10. Мы познаем мир

3

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование
Кол-во По
часов
плану

Тема 1. Топографическая карта

7

Введение.Топографическая карта.
Условные знаки и масштаб. (Игра:
«Географический марафон».

1

Стороны горизонта.Определение
расстояний по топографической
карте и плану местности.
Определение направлений на
топографической карте и карте
полушарий (Практическое занятие).
Определение
азимутов
по
топографической
карте.
(Практическое
занятие)

1

07.09

Факт.

Оборудование

Топографическ
ая карта.
Атласы.

14.09

Топографическ
ая карта.
Атласы.

1

21.09

Топографическ
ая карта.
Атласы.

8

/4

/5

/6

/7

/1

/2

0/3

Изображение неровностей земной
поверхности. Горизонтали

1

28.09

Построение профиля рельефа
местности.(Практическое занятие).

Топографическ
ая карта.
Атласы.

Анализ и построение профиля
рельефа местности по
топографической карте.
.(Практическое занятие).

1

Комплексный анализ содержания
топографической карты.

1

05.10

Раздаточный
материал
Топографическ
ая карта.
Атласы.

12.10

Раздаточный
материал
Топографическ
ая карта.
Атласы.

Практическое занятие. Решение
заданий повышенного уровня
сложности по топографической
карте (ОГЭ).

1

Тема 2. Работа с физической
картой для характеристики
географического положения
России.
Мы определяем географические
координаты (Практическое занятие)

3

1

26.10

Определение протяженности
страны с севера на юг и с запада на
восток, высоты географических
объектов над уровнем моря с
помощью послойной окраски.
Пр. работа. Расположить города в
порядке увеличения и ли
уменьшения высоты над уровнем
моря.
Границы России.

1

02.11

1

09.11

Пр. работа: Определение стран с
которыми Россия имеет сухопутные
и морские границы. Определить
самую протяженную и самую
короткую границу.

19.10

Раздаточный
материал
Топографическ
ая карта.
Атласы.
Раздаточный
материал

Физическая
карта мира и
России.
Атласы 6-7 кл.
Физическая
карта мира и
России.
Атласы 6-7 кл.

Физическая
карта мира и
России.
Атласы 6-7 кл.

9

1/1

2/1

3/2

4/1

Тема
3.
Политико- 1
административная
карта
России.
Политико-административная
1
карта России.

16.11

Политикоадминистратив
ная карта России.
Атласы

Тема 4. Определение поясного
времени для разных пунктов
России по карте часовых
поясов.
Решение задач по карте часовых
поясов 1 и 2 уровня
сложности.(ГИА)

2

1

23.11

Карта часовых поясов
России.

Решение задач на определение
поясного времени 3 уровня
сложности.(ГИА)

1

30.11

Карта часовых поясов
России.

07.12

Физическая карта мира
и России.

Тема 5. Работа с картами
7
различного содержания.
Выявление зависимости
между строением, формами
рельефа и размещением
полезных ископаемых
крупных территорий.
Путешествие по карте мира и
1
России. Формы рельефа на
физической карте мира и России.
Игра «Географический бой»

5/2

Тектоническая карта. Изучаем
строение земной коры.

1

14.12

Физическая карта мира
и России.
Атласы

6/3

Вулканы. Землетрясения.

1

21.12

Физическая карта мира
и России.
Атласы

7/4

Видеофильм
«Вулканы».
Геологическая карта.
1
Геохронологическая таблица.
Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие:
Определение последовательности
залегания горных пород.(ОГЭ)

28.12

Геохронологич еская
таблица.
Атласы.

10

8/5

Острова и полуострова на
1
физической карте мира и России.

Физическая карта мира
и
России.

11.01

Атласы.

9/6

Моря, заливы и проливы на карте
мира и России.

1

18.01

Физическая
карта мира и
России.

0/7

Реки, озера, ледники на карте мира
и России

1

25.01

Физическая
карта мира и
России.
Атласы.

Тема 6. Климат. Анализ
климатограмм, характерных для
различных типов климата
России.
Климатическая карта. Атмосферные
фронты, циклоны и антициклоны.
Работа с синоптической картой.
(выполнение заданий ОГЭ по карте
погоды
Анализ климатограмм и
определение по карте пункта,
климат которого ей соответствует.
(выполнение заданий ОГЭ)
Планетарные особенности Земли.
Практическая работа. Определение
пунктов с наибольшей и
наименьшей продолжительностью
дня.(выполнение заданий ОГЭ №
29)

4

1

01.02

Физическая
карта мира и
России.
Атласы.

1

08.02

1

15.02

Климатическая
карта. Атласы.
Раздаточный
материал.
Физическая
карта мира и
России.
Атласы.

Работа со статистическим
материалом (табл.) по выявлению
зависимости между особенностями
климата и географическим
положением пункта.(задание 28
ОГЭ).

1

Тема 7. Природные ресурсы
России. Природные
комплексы.Заповедники России.

2

Отработка умений работы со
статистическим материалом:
таблицами ( задание ОГЭ № 16)
Определение доли земель занятых
лесами, долю с\х угодий, долю
добычи нефти и т.д.

1

1/1

2/2

3/3

4/4

5/1

22.02

Раздаточный
материал
Физическая
карта мира и
России.
Атласы.
Раздаточный
материал

01.03

Раздаточный
материал

11

6/2

Влияние человека на природу.
Рациональное и нерациональное
природопользование.
Экологические проблемы.

1

15.03

Карта мира и
России.
Атласы.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».